Токио — город первый во всем

Общая информация

Токио – столица и крупнейший город Японии. Его название переводится на русский как «Восточная столица». Город располагается на равнине Канто острова Хонсю в бухте одноименного Токийского залива. Помимо статуса столицы, Токио также имеет положение одной из 47 префектур Японии, причем наибольшей по численности населения.  Токийский столичный округ формируют 23 специальных района Токио, область Тама (западная часть префектуры), а также небольшие острова Идзу и Огасавара.

Краткая история города

Токио в современном его виде, достаточно молодой город. Считается, что истоки столицы уходят в XII век, когда местный правитель Титибу Сигэцугу, основал в устье реки Сумида форт. Местность где река впадала в море назвалась Эдо, что с японского переводится как «ворота в залив».

История же самого города началась в 1456 году, когда Оота Докан, вассал клана Уэсуги, повелел возвести замок Эдо на месте старого форта, для защиты от врагов. В те времена это был самый известный замок в регионе Канто. Вокруг замка постепенно разрастался город, основой для которого послужила деревня Хиракава.

Однако после убийства Ооты Докана в 1468 году по приказу Уэсуги Садамаса, город опустел и пришел в упадок. Почти на целое столетие все забыли об Эдо.

Первым поворотным событием для города стал 1590 год, когда эти земли в составе региона Канто перешли во владение Токугава Иэясу. После долгого периода запустения, город был в плачевном состоянии, но Токугава видя экономическую и стратегическую важность Эдо взялся за его восстановление. Он расширил территорию замка и засыпал рвы землей. К 1599 году Токугава был уже в одном шаге от титула Сёгуна, а потому с его покровительства в город вновь вернулась жизнь.

Дабы обеспечить движение через Эдо и усилить контроль над местностью, Токугава решил в 1601 году построить пять магистралей соединяющих Эдо с основными регионами страны, в том числе с Киото – тогдашней столицей Японии.

В 1603 году, когда Токугава Иэясу стал сёгуном, он объявил, что отныне Эдо – резиденция правительства сёгунов.  В ближайшее десятилетие он занялся обновлением и расширением Эдо. Город застраивался по образцу имперской столицы Киото, местность вокруг города также была изменена — холмы выравнивались, а болота засыпались землей. В Эдо появился судоходный канал и главный мост города – Нихонбаси, т.е. «японский мост», ставший географическим центром страны. По распоряжению сёгуна в город перевезли библиотеку дома Ходзё из Канагавы, собиравшуюся более трехсот лет. Стекавшиеся в город ученые, ремесленники и деятели искусства превратили Эдо – в культурную столицу Японии.

Уже к XVII веку, город намного превышал размеры Рима и Лондона. Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, посетивший Эдо в 1691 году писал:

«Среди пяти главных торговых городов… Эдо первый и главный, … крупнейший город государства… Обращённый к морю, он напоминает очертанием полумесяц, 7 миль в длину, 5 в ширину. Город очень многолюдный, там много моряков, иностранцев и духовных лиц»

«На главной улице шириной в 50 шагов толпа была невероятной, пока мы по ней ехали, нас обгоняли процессии принцев и придворных, на носилках проплывали мимо богато одетые дамы.»

Вторым поворотным событием для города стала реставрация Мэйдзи 1868 года, в ходе которой резиденция императора была перенесена из Киото в Эдо, а город получил новое имя – Токио. А в 1943 году, при императоре Хирохито, Токио был официально провозглашен новой столицей Японии. А замок Эдо, с которого и начиналась история города, был перестроен в новый Императорский дворец. 

Одним из самых суровых испытаний для города стало Великое землетрясение Канто 1923 года, сильнейшее в истории Японии, которое почти полностью разрушило Токио и соседние города. Официальное число погибших – 142 тысячи, четыре миллиона пострадавших, а нанесенный ущерб был оценен в два годовых бюджета страны.

Великое землетрясение Канто 1923 года

После второй мировой войны, когда Токио, как и вся Япония, лежал в руинах, никто не мог представить, что всего через 19 лет в нем пройдут XVIII летние Олимпийские игры, которые открывал сам Император, а всего через два года после них Япония стала второй экономикой мира.

Токио постепенно начал приобретать знакомый нам сегодня облик огромного современного мегаполиса.

Достопримечательности Токио

Безусловно, самой главной достопримечательностью столицы является резиденция монарха — Императорский дворец. К сожалению, дворец эпохи Эдо, был разрушен в 1945 году, а нынешний является лишь его реконструкцией. Туристы могут бесплатно попасть на территорию дворцовых садов и парка Китаномару. Но чтобы попасть на территорию вокруг самого дворца, сперва нужно подать заявку в Управление императорского двора.

Императорский дворец

Телерадиовещание на территории столицы обеспечивают две самые известные городские башни — Токийская телебашня и Tokyo Skytree. Последняя, является самой высокой телебашней мира.

Tokyo Skytree

Главным и самым большим вокзалом Токио, является Токийский вокзал, лидирующий по количеству принимаемых поездов (более 4 тысяч ежедневно). Здание вокзала было построено архитектором Кинго Тацуно, который также возвел и здание банка Японии. К сожалению, как и Императорский дворец, здание было полностью разрушено во времена Второй мировой войны, а нынешний Токийский вокзал является его реконструкцией (за исключением стеклянных куполов, которые были излишни по мнению реставраторов).

Токийский вокзал

Пожалуй, самым известным из храмов Токио является храм Мэйдзи-дзингу, названный в честь 122-го императора Японии Муцухито (посмертное имя Мэйдзи). У входа в храм находятся огромные 12-ти метровые врата-тории, сделанные из стволов тысячелетних кипарисов. В Мемориальном (Свадебном) зале Мэйдзи, находящемся в углу Вишневого сада, до сих пор проводится важный религиозный обряд – синтоистская свадебная церемония.

Огромные 12-ти метровые врата-тории

Один из самых красивых парков Токио является Синдзюку-гёэн. Он был основан в 1906 году, как личный парк Императора. Однако, ковровые бомбардировки в свое время разрушили и его. Нынешний парк состоит из трех частей: французского, английского и собственно японского. Ежегодно, во время цветения сакуры в парк стекаются тысячи человек, желающих принять участие в «ханами», японской традицией любования цветами.

Парк Синдзюку-гёэн

В рамках описательной статьи про Токио сложно раскрыть все разнообразие достопримечательностей столицы, их историю и описание. Поэтому мы вкратце упомянули о самых главных из них, и, несомненно посвятим этой теме целый цикл статей.

Самые известные районы, кварталы и улицы Токио

Сибуя

Всякий раз, когда в медиа поднимается вопрос перенаселенности Японии, неизменно они демонстрируют нам отдельно взятый перекресток Токио —  Сибуйский диагональный пешеходный переход, единственный в своем роде. Сибуя же, самый модный район Токио, где всегда кипит ночная жизнь. Здесь расположен торговый центр Shibuya 109 – родина женской субкультуры «когяру» (их представительниц отличает эпатажный внешний вид, свобода нравов и уделение большого внимания материальной стороне их жизни). Также в Сибуе располагается аллея современной моды, национальный стадион Йойоги, штаб-квартира NHK, национальный театр Но, Комплекс «Эбису Гарден Плейс» и памятник самому известному псу Японии – Хатико.

Сибуя

Омотэсандо

Также в Токие есть свой аналог Пятой авеню и Елисейских полей – улица Омотэсандо. На этой улице располагаются бутики и шоу-румы крупнейших японских и иностранных брендов. Именно по этой улице можно понять «кто есть кто» среди парфюмерных, модных и IT компаний Японии.  Кроме того, магазины самых крупных являются самыми настоящими образцами современной архитектуры, а потому эта улица может заинтересовать не только любителей пройтись по магазинам.

Омотэсандо

Синдзюку

Район Синдзюку – административный и коммерческий центр столицы. Железнодорожная станция Синдзюку – является самой оживленной станцией в мире. Через этот вокзал проходит 3,64 миллиона пассажиров ежедневно. В районе располагаются десятки офисов крупнейших компаний Японии, а также здание правительства Токио, ряд столичных университетов и даже министерств. К примечательным местам и зданиям Синдзюку можно отнести квартал Кабуки-тё — крупнеший и один из старейших увеселительных кварталов Японии, квартал гейш, Ниси-Синдзюку – самый большой квартал небоскребов в стране, с верхних этажей которого можно увидеть даже Фудзи.

Синдзюку

Акихабара

Один из самых известных кварталов, не только Токио, но и всей Японии, безусловно является Акихабара (местные часто называют его просто Акиба). Акиба располагается в самом центральном районе города – Тиёда. Квартал является крупнейшей торговой зоной в мире посвященной электронной и компьютерной технике, как новой, так и бывшей в употреблении.

Однако главной характерной чертой Акихабары, отличающей его от всех остальных районов, является специализация на тематике субкультуры отаку (наиболее яростных поклонников манги и аниме). В Акибе можно найти много тематических магазинов, клубов, кафе, посвященных популярным аниме франшизам. Главным подобным учреждением является Tokyo Anime Center, где можно приобрести все что душе «отаку» угодно.

Акихабара

Население Токио

По состоянию на 1 мая 2020 года, население Токио составляет 14 миллионов человек, большая часть которых проживает в 23 специальных районах. В дневное время население города увеличивается более чем на 2,5 миллиона человек, благодаря студентам и работникам приезжающим из соседних областей. Крупнейшей иностранной диаспорой, проживающей в столице, являются китайцы – около 145 тысяч человек. 

Совокупное число европейцев и американцев, живущих в Токио – около 27 тысяч человек. Из-за отсутствия свободной земли в городе, власти активно развивают строительство дополнительных искусственных островов на территории Токийского залива. Крупнейшим из таких островов является Одайба. На одном из таких островов расположен международный аэропорт Токио.

Токийская агломерация, т.н. «Большой Токио» — является городской территорией с самым большим населением в мире. По официальным данным, население этого «Столичного региона», как его называют сами японцы, составляет примерно 43,5 миллиона человек (это примерно 34,4% от населения всей страны). Выходит, что население всей Токийской агломерации, больше чем совокупное население в таких странах как: Украина, Польша, Канада, Саудовская Аравия, Австралия и еще доброй сотни других стран.

Токийская агломерация

Инфраструктура столицы

Узнав о таком невероятном количестве людей, живущих в одном месте, сам по себе напрашивается вопрос: «А как они вообще передвигаются по городу?». Ответом на него является четко продуманная и современная система инфраструктуры, городского планирования и транспортного сообщения. Город покрывается свыше 28 тысяч километров дорог (т.е. более 28 миллионов метров дорожного полотна, что в семь раз больше чем в Москве). Примерно 10% от этого числа составляют платные скоростные магистрали. Кроме того, еще с 70-х годов, дороги в японской столице строятся в несколько этажей. Через город проходят 12 транспортных колец, четыре из которых платные.  Несмотря на такой высокий уровень развития автодорожных путей сообщения, в Большом Токио на частные автомобили приходится лишь 20% ежедневных перевозок, причиной тому служит не только дорогой бензин, но и закон, согласно которому владение личным автомобилем разрешено только тем, у кого имеется купленное парковочное место, с которым, как не трудно догадаться, тоже все не просто.

Многоуровневые магистрали

В столице, как и во всей Японии, отлично развито железнодорожное сообщение. Всего в Токио находится 2210 железнодорожных станций, 158 линий и почти 5 тысяч км. путей.    В Большом Токио, на каждые 4 км² застроенной территории приходится одна станция.     В пригородах столицы железнодорожные перевозки очень плотные, порядка шести миллионов человек на каждую линию в год.  Из-за массового использования железнодорожного транспорта, в Японии находятся 46 из 50 самых загруженных железнодорожных станций мира.

Пожалуй, самым популярным средством транспорта в Токио является Токийский метрополитен, действующий во всех 23 специальных районах столицы. Токийское метро перевозит ежедневно порядка 8,8 миллионов человек ежедневно (это около 3,217 миллиардов пассажиров в год). Маршрутная сеть включает в себя 13 линий и 285 станций. Вопреки распространённому мнению, в современной Японии нет должности «заталкивальщика людей в метро», в случае если возникает такая необходимость, этим занимаются работники станции, дежурящие на перроне. 

Интересный факт – благодаря такой развитости метрополитена и системы автодорог, последний трамвай с улиц Токио пропал еще в 90-х годах. 

Токио в массовой культуре

Многих творцов и деятелей искусства, Токио поразил настолько, что они уже не могли представить свои произведения без образа этого города. Так, например, известный японский аниматор Макото Синкай, которого медиа прозвали не иначе как «второй Миядзаки», настолько полюбил столицу после своей учебы на литературном факультете в Токио, что без него уже не обходится ни один его новый фильм.

Кроме того, известные места и улочки Токио, с завидной регулярностью мелькают на кадрах многих аниме. А Суи Исида, известный японский мангака, и вовсе занял свое место среди лучших авторов благодаря своей работе «Токийский гуль», действие в которой, как не трудно догадаться, происходит в столице Японии. Не смотря на обильную критику многих отаку, манга все равно сыскала своего читателя и разошлась тиражом в более чем 30 миллионов экземпляров, заслужив в дальнейшем свою аниме адаптацию.

Подводя итоги

Таким образом, название статьи о том, что столица Японии – город первый во всем, полностью себя доказала. Этот город – первый по количеству населения, это первая городская экономика мира, самый развитый город Японии и один из самых передовых населенных пунктов в мире. Город с передовой инфраструктурой, системой здравоохранения, пожарной безопасностью и сейсмостойкостью сооружений. Токио – официально самый безопасный город в мире.

И это лишь часть его титулов «самого-самого» города, как в мире, так и Японии. Токио прошел огромный путь от маленького форта до колоссального мегаполиса, который несмотря на регулярные землетрясения и наводнения, на ужасные разрушения прошлого, остается лучшим, среди лучших не смотря ни на что.

И это одна из тех причин, почему миллионы людей, как живущих в этом городе, так и даже никогда там не бывавшим в Японии, любят этот город и так им интересуются. Мы желаем Токио и всей Японии успешной грядущей Летней Олимпиады и надеемся, что она состоится уже в следующем году.

Олимпиада Токио 2020?

About the author

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *