Самурай — путь Воина

Кто такие самураи?

Самураи — это военные-феодалы, как правило принадлежащие к мелкому дворянству Японии. Более общее наименование этого сословия – «буси», т.е дословно «воин».  Считается, что само слово самурай, произошло от глагола «сабурау» — служить, откуда следует, что самурай — это «служащий человек».

Самураи выполняли не только роль воинов, но и обязаны были служить своему господину в роли его личных телохранителей и слуг в быту. У каждого самурая был свой господин – даймё (глава клана) или сюзерен (крупный феодал).

История самураев

Зарождение

Считается, что самурайство зародилось в середине VII века, во времена реформ принца Нака-но Оэ, прозванных реформами Тайка, целью которых было перенять у китайцев структуру государственного управления. Значительный толчок к развитию класса самураев дал император Камму — в конце VIII — начале IX века, когда обратился к тогдашним кланам за помощью в войнах с Айнами – северным народом поживавшем на территории Хоккайдо, Сахалина и Курильских островов. 

Уже в X—XII веках, во времена ранней феодальной раздробленности Японии и постоянных междоусобных конфликтов, окончательно сформировались первые кланы, обладающие внушительными силами, которые лишь формально были императорской армией. На деле же, все они подчиняясь своим даймё.

Тогда же начал складываться первый свод правил самураев — «Кюба-но мити», т.е. дословно «путь коня и лука», который со временем эволюционировал в всем нам известный «Бусидо» — путь воина.

В ходе войны Тайра и Минамото 1180-1185 годов, в которой два влиятельнейших клана Японии развязали гражданскую войну были созданы предпосылки для установления власти самурайского сословия, благодаря их активному участию в конфликте.

Война Тайра и Минамото

В той войне победу одержал клан Минамото, а его глава – полководец Минамото-но Ёритомо, стал первым сёгуном, вынудив Императора Антоку присвоить ему этот титул, ранее не существовавший. Именно во времена правления основанного им сёгуната, самураи выделились в особое сословие, а власть в стране постепенно перешла от императору к военачальнику и его самураям.

Расцвет

Период сёгуната Камакура был «Золотым веком» для самурайства. Победивший в гражданской войне Минамото, назначал в свое правительство «бакуфу» (т.е. «военная ставка») именно самураев, заслуживших его доверие еще во времена гражданской войны. Кроме того, Минамото ввел на территории страны губернаторства, главы которых были в непосредственном подчинении бакуфу. Самураев же тогда было не так много в стране, а потому это был почётный титул.  

Но со временем, власть губернаторов увеличивалось. Торговавшие с Китаем и Кореей феодалы обогащались и наращивали армию.  Пока в 1333 году власть не перешла к роду Асикага, основавшего новый сёгунат. Однако постепенно он погряз в кичливости, роскоши и интригах. Постепенным ослаблением нового сёгуната воспользовались даймё всех кланов, формируя свои самурайские отряды. Все они стремились захватить власть в свои руки.

В 1478 году, началась гражданская война периода Сэнгоку, в которой самураи сыграли не последнюю роль. Во время войны, Тоётоми Хидэёси, близкий соратник Оды Нобунаги, сделал головокружительную карьеру, выбившись из крестьян в самураи, а после смерти Нобунаги и вовсе стал кампаку (высший советник Императора, аналог канцлера в Европе). Тот факт, что даже простой крестьянин может стать самураем, несколько подмочил репутацию этого сословия, однако сам Хидэёси в дальнейшем подчеркнул привилегии самураев и запретил крестьянам владеть оружием.

Война периода Сэнгоку

Однако в 1598 году Тоётоми Хидэёси умер, а власть перешла к его вассалу – Токугаве Иэясу. 

Закат

Период правления третьего и последнего сёгуната – сёгуната Токугава, т.н. период Эдо, ознаменовался упадком самурайства. При нём каждый пятый японский мужчина был самураем, что значительно обесценило этот класс в глазах общества. Также при нём самураи могли безнаказанно убивать крестьян, которые «ведут себя неуважительно по отношению к военным». Но период Эдо был сравнительно мирным, а потому страна не нуждалась в таком количестве самураев. Многие из них становились ронинами (бывший самураи без хозяина) или подавались в ниндзя. Городская буржуазия и развитие промышленности в середине XVIII века значительно ударили по классу. Самураи вырождались, а некогда влиятельные кланы приходили в упадок. Даже даймё имели внушительные долги перед ростовщиками.

При императоре Мэйдзи, самурайское сословие было вовсе ликвидировано, в ходе его реформ, направленных на модернизацию Японии.

Бывшие самураи уходили в города, становясь ремесленниками и торговцами. Те же, кто имел в своем распоряжении землю, после реформ 1872-1873 годов, стали ее юридическими собственниками и вошли в состав новых помещиков. Также самураи вошли и в ряды высокопоставленных чиновников и военных. Буси плавно стали частью нового японского общества, уйдя в прошлое, но их кодекс и идеалы стали важной частью новой милитаристской идеологии Империи.

Воспитание и взгляды самураев

Воспитанием будущего самурая занималась его семья и наставник. Ребенку прививались такие черты как безразличие к смерти, сыновья почтительность и верность своему господину. Все эти составляющие характера, корнями уходили в буддизм и конфуцианство, а также ряд чисто японских ментальных особенностей. Будущего буси учили терпению, выносливости и отваге. Ему рассказывали истории и легенды о прославленных воинах и полководцах, водили на соответствующие театральные представления. Юношу нередко отправляли ночевать на кладбище, водили на публичные казни и обезглавливание преступников, где сын самурая был обязан оставить свой знак, дабы доказать, что он действительно там был.  Воины заставляли своих сыновей не спать ночами, ходить зимой босиком, выполнять непосильные поручения и рано вставать.

Многие вышеназванные меры, имели цель вырастить из мальчика настоящего воина, который мог бы жить согласно своду правил «Бусидо» и жить согласно нему. Если же он нарушал кодекс, то он был должен совершить «харакири» (другое название сэппуку) – ритуальное самоубийство, дабы смыть с себя бесчестие. В противном же случае, человека исключали из самураев и до конца жизни клеймили позором.

Оружие и доспехи

Оружие

Вопреки популярному мнению, катана была хоть и распространённым, но далеко не единственным оружием самураев. Изначально, как мы помним из названия свода правил «Кюба-но мити», основным оружием самураев были именно луки. Но постепенно, навыки ближнего боря стали более важны для буси, а потому в их распоряжении появились клинки разной длины (короткий меч «вакидзаси», парные мечи «дайсё», большой меч «нодати», кинжал «танто» и т.д.) Катана же – клинок длинной в 60-75 см. (без рукояти), аналог русской сабли. Она использовалась в основном как режущее оружие, однако заостренный конец позволяет использовать его и как колющее.

Оружие самураев

Также самураи были вооружены нагинатой – клинком с длинной рукоятью, с виду вовсе напоминающий копьё. Является аналогом европейской глефы. С этим оружием связанно даже отдельное боевое искусство – Нагинатадзюцу.

Одной из самых неожиданных вещей в арсенале самурая, является веер. Но то был не простой веер, а металлический. В бою сложенный веер «тэссэн» можно было использовать как дубинку. В развернутом же состоянии, им можно отражать летящие стрелы и дротики и метать его во врага. Некоторые школы боевых искусств, даже обучали технике боя с развернутым веером.

Военачальники же, с помощью веера отдавали приказы, подавая им специальные знаки отрядам, каждый из которых обозначал свой приказ.

Доспехи

Самурайские доспехи изготавливались из скрепленных металлических пластин, покрытых лаком и слоем кожи. Классические доспехи изготавливаюсь также с плотной шёлковой шнуровкой, по всей поверхности пластин, крепившихся друг к другу шнурами, на подобии доспехов римских легионеров.

Классические доспехи «О-ёрой», которые изготавливали еще во времена войны Тайро и Минамото были наиболее трудными в изготовлении, но и самыми внушительными внешне, со временем став лишь парадными.  

Классические доспехи «О-ёрой»

Ноги до колена были защищены «хайдатэ» — набедренниками, которые представляли собой латунную юбку, также скрепленную из нескольких пластин.

На голове же, самураи носили шлем «кабуто», на кортом часто были декоративные рога и/или переднее украшение – «датэ». Также они носили лицевую маску «мэнгу», которая защищала еще и шею воина.

Иностранцы самураи

Одним из первых японских самураев-иностранцев стал Уильям Адамс, английский торговец и мореплаватель. Он достиг берегов Страны восходящего солнца в 1600 году, в составе Ост-Индской торговой компании. Однако, японское правительство запретило Адамсу и его помощнику, голландцу Яну Йостену ван Лоденстейну, покидать страну, а потому они были вынуждены остаться жить в Японии.

Уильям Адамс стал советником самого сёгуна, занимаясь строительством кораблей по западной методике, которые бы были пригодны для дальних морских плаваний. Благодаря усилиям этих двоих, Англия и Голландия стали первыми странами, торгующими с японцами, а Адамс и Лоденстейн стали первыми самураями иностранного происхождения.

Но гораздо более неожиданным, является тот факт, что еще до Адамса и Лоденстейна, в Японии был самурай… африканец!

В 1579 году, в страну прибыл итальянский иезуитский миссионер Алессандро Валиньяно, в распоряжении которого был чернокожий раб Ясуфе, предположительно родом из Мозамбика.

Ясуфе

23 марта 1581, когда африканца увидел Ода Нобунага, он решил, что его кожа выкрашена чернилами, а потому заставил Ясуфе раздеться по пояс и вымыть кожу. Но когда понял, что он в самом деле чернокожий, то заинтересовался им. Даймё клана Ода похвалил его физическую силу и дал денег в честь встречи.  Эту историю подтверждает книга португальского миссионера Луиша Фроиша, а также летопись «Записи о князе Нобунага».

В том же году, неизвестно когда точно, но предположительно в мае, африканец поступил на службу к Оде Нобунаге, получив японское имя Ясукэ. Вероятно, Ясукэ выучил японский язык, так как достоверно известно, что Нобунага любил общаться с ним.

После смерти Оды Нобунаги в Киото, захвативший замок Акэти Мицухидэ взял в плен самураев Ода, в том числе и Ясукэ. Однако увидев того, Акэти якобы сказал, что он животное, а не японец, а потому кодекс чести ему чужд и его не следует убивать. Африканец-ронин был сослан в христианскую церковь в Киото, где и умер.

Иерархия самураев

Как и во всем японском обществе, с сословии самураев также была своя жёсткая структура:

  • Сёгун – вершина иерархии, глава наиболее влиятельного дома, захватившего власть во время последней гражданской войны. Военачальник и диктатор, чьи полномочия передаются по наследству от отца к сыну.
  • Даймё – князья, главы не столь влиятельных, но тем не менее крупных кланов, имеющих свои земли, но подчинявшихся сёгунату.
  • Сэмё – феодалы, непосредственно вассалы самих даймё.
  • Байсин – мелкие феодалы, т.н. «вассалы вассалов». Наиболее многочисленный класс самураев, во времена правления рода Токугава.
  • Хатамото (знаменосцы) – личные самураи сёгуна или даймё
  • Кэнин – рядовые самураи
  • Дзи-самурай – самый низ самурайского сословия, имеющий вместо жалования небольшой земельный надел, на котором он вынужден сам заниматься крестьянским трудом.
  • Ронин – деклассированный самурай, чей господин либо погиб, либо отказался от покровительства. Странствующий воин, без положенного жалования.

Итоги

Сегодня самураи, как и многие другие узнаваемые символы Японии, уже давно ушли в историю. Однако их жизненный уклад, их роль в истории и боевые искусства до сих пор взывают сильное любопытство у многих людей. О самураях было снято множество фильмов, такие как «Последний самурай» и «47 ронинов». О них написаны книги, нарисована манга и аниме. Для многих поколений японских мальчиков самураи – были примером для подражания и героями древних легенд и сказаний. Их роль в истории и культуре трудно переоценить.

«Последний самурай»
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 90

Они были ярким символом своей эпохи, вызывающими удивление, неподдельный интерес и уважение и по сей день.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *