Хаяо Миядзаки — японский Уолт Дисней

Биография и начало творческого пути

Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 в городе Акэбоно, который находился в Бункё, одном из районов Токио. Его отец, Кацудзи Миядзаки был директором завода, производящего детали для легендарных японских истребителей Мицубиси А6М «Зеро», благодаря чему семья жила неплохо по меркам непростого военного времени. Считается что именно с детской поры, берет своё начало любовь Миядзаки к самолетам и разным летательным аппаратам, которые столь часто встречаются в его произведениях.

Семья Миядзаки часто переезжала с места на место. В суровое военное время 1944-1945 годов, они бежали от нескончаемых американских бомбардировок Токио в город Уцуномия, а затем в Кануму. После войны в период с 1947 по 1955, его мать болела туберкулезом позвоночника, от чего ее часто перемещали из одной больницы в другую, а потому и всей семье требовалось периодически переезжать.

С самого детства Хаяо интересовался мангой, а потому и он сам, как многие другие японские мальчишки, мечтал стать мангакой. Однако своими первыми работами, маленький Миядзаки остался недоволен. Существенное влияние на юношу оказал великий мангака и аниматор Осаму Тэдзука – отец современной японской манги, которого и по сей день японцы помнят и уважают. Потому все свои первые работы он уничтожил, так как посчитал что копировать стиль мастера – неправильно, ему хотелось найти свой уникальный стиль — стиль Миядзаки.

В 1958 году, когда семья Хаяо уже вернулась в Токио, а сам он оканчивал последний учебный год старшей школы, в кинопрокат вышел первый цветной японский анимационный фильм — «Легенда о белой змее». Впечатленный увиденным, молодой Хаяо Миядзаки твердо решил, что он станет аниматором.

Однако хуже всего ему удавалось рисовать людей, не только потому что это сам по себе процесс довольно непростой, но и потому что в течении многих лет он рисовал в основном разную военную технику. Суровое Имперское воспитание и отец директор военного завода давали о себе знать.

В 1962 году Миядзаки успешно поступил в токийский университет Гакусюин, на факультет политики и экономики. Примечательно, что тот же университет оканчивали многие принцессы и все монархи Японии, начиная с Императора Хирохито, а также премьер-министр Таро Асо (тоже большой поклонник манги кстати говоря) и ряд известных японских ученых и художников. В университете он был членом кружка по изучению западной детской литературы. В свободное от учебы время, Хаяо часто навещал своего учителя искусства из средней школы, с которым они обсуждали политику, жизнь и прочие интересующие обоих вещи.

В 1963 году Хаяо Миядзаки получил свою первую работу. Это была должность художника-фазовщика в студии Toei Animation, той самой, которая пять лет назад выпустила фильм «Легенда о белой змее». Со временем руководство заметило энтузиазм и талант молодого художника, а потому стало выдавать ему все более ответственные и важные поручения. Он даже добился того, что ему позволили переписать концовку одного из фильмов студии — «Космические приключения Гулливера». Однако несмотря на его успех в прокате, должность полноправного аниматора, Миядзаки выдали только после его работы над сериалом «Мальчик-ниндзя Фудзимару».

Работая в студии Toei Animation, Хаяо познакомился с аниматором Исао Такахатой, его будущим верным соратником. Они стали хорошими друзьями и вместе основали «Профсоюз молодых аниматоров», добиваясь повышения заработных плат и введения льгот для сотрудников. Это стало поворотным моментом в отношениях Хаяо и Исао с руководством анимационной студии. В 1968 году вышел фильм под названием «Принц Севера», в котором Такахата был режиссером, а Миядзаки главным художником-раскадровщиком. Он был снят с проката всего через 10 дней. Студия Toei Animation объявило фильм провальным, сделав из Такахаты «козла отпущения» и понизив его в должности.

Миядзаки и Такахата

В 1971 году Хаяо Миядзаки и Исао Такахата ожидаемо покинули Toei Animation, и вместе с Ёити Отабэ основали свою собственную студию под названием «A Pro».  Работая на этой студии, аниматоры выпустили такие фильмы и сериалы как «Люпен III» и «Панда большая и маленькая». Хаяо и Исао даже хотели экранизировать аниме по мотивам книги «Пеппи Длинный чулок», однако после поездки в Швецию и отказа писательницы Астрид Линдгрен дать разрешение на съемку, от этой идеи пришлось отказаться. (Однако забегая вперед стоит отметить, что Миядзаки таки смог экранизировать другое произведение Линдгрен — «Ронья, дочь разбойника», правда это работа уже сына маэстро – Горо Миядзаки, вышедшая 11 октября 2014 года).

В 1973 году знаменитый дуэт оставил и «A Pro», перейдя в студию «Zuiyо Eizо», где Миядзаки принял участие в создании таких фильмов как: «Хайди — девочка Альп», «Фландрийский пёс», «Три тысячи ри в поисках матери» и «Енот по имени Раскал». Все эти аниме входили в серию фильмов «Театр мировых шедевров».

В 1978 студия Zuiyо Eizо была реорганизована в Nippon Animation, под эти названием она существует и в наши дни. В ней Хаяо выступил уже режиссером к сериалу «Конан — мальчик из будущего».  На следующий год вышел очередной совместный фильм Миядзаки и Такахаты – «Рыжая Анна». В том же году они вновь сменили место работы, перейдя в студию TMS Entertainment, где выпустили фильм «Люпен III: Замок Калиостро», который был признан одним из лучших в истории японской анимации. Работая на этой студии, Миядзаки также обучал местных сотрудников тому, чем он сам владел. В течении следующих четырех лет Миядзаки работал над несколькими другими фильмами, они сопровождались скандалами из-за проблем с правообладателями и недостаточным финансированием его проектов. В то же время Миядзаки занялся тем, что все-таки начал рисовать и выпускать свою собственную мангу. К примеру, в 1982 году он начал публиковать мангу «Навсикая из Долины ветров», работа нашла своего читателя и ее выпуск продолжался следующие 12 лет.

«Навсикая из Долины ветров»

Однако в том же 1982 году, вы не поверите что он сделал…

Он покинул и эту студию.

Ясуёси Токума, основатель издательства Tokuma Shoten, предложил Хаяо Миядзаки заняться экранизацией его манги о Навскикае. Миядзаки первое время отказывался от этого предложения, но в конечном итоге согласился, но при условии, что он самостоятельно выступит в роли режиссера данного фильма. Анимационный фильм с одноименным названием, вышел в прокат 11 марта 1984 года, его кассовые сборы достигли почти 1,5 миллиарда иен, что принесло Миядзаки ещё большую славу, а уже через год он основал студию, которая сегодня известна по всему миру.

Studio Ghibli – главное детище Хаяо Миядзаки

Летом 1985 года Миядзаки и Такахата основали свою новую студию — Studio Ghibli (или как говорят сами японцы «Дзибури»). Первым фильмом от Миядзаки на этой студии стал «Небесный замок Лапута», в котором повествовалось и путешествии детей сирот, ищущих легендарный летающий город. Дизайн и пейзажи этого города были основаны на европейской и в особенности греческой архитектуре.  Некоторые постройки были вдохновлены зданиями шахтерского городка в Британии. Во время своей поездки в Уэльс, Миядзаки стал невольным свидетелем забастовки группы шахтеров и увиденное сильно его впечатлило. 

В 1988 году вышел полнометражный фильм «Мой сосед Тоторо», ставший бессмертной классикой, сам персонаж стал маскотом и символом студии.  В нем рассказывалось о двух японских сестрах и их жизни в сельской местности, а также об их встрече с добродушными лесными духами – Тоторо. В то же время шла работа над более серьезным произведением — фильмом «Могила светлячков», в котором рассказывалось о жизни осиротевших детей в послевоенной Японии.

«Мой сосед Тоторо»

На следующий год, студия приступила к работе над фильмом «Ведьмина служба доставки» по повести писательницы Эйко Кодоно. В ней рассказывалось о 12-летней девочке-ведьме Кики, которая переехала в большой город с маленькой мечтой – основать свое дело, а именно службу доставки на метле. В процессе работы, Хаяо Миядзаки выступил в роли режиссера, внеся некоторые коррективы в сценарий. Эйко Кодоно была огорчена, узнав, что фильм будет иметь отличия от ее произведения, но Миядзаки пригласил ее в студию, после посещения которой она все же поменяла свое мнение и одобрила видение мастера.

«Ведьмина служба доставки»

В конце 80-х годов, Хаяо начал работу над фильмом «Порко Россо», в котором рассказывалось о пилоте-наемнике Марко Паготте, который после Первой мировой войны разочаровался в людях настолько, что сам частично превратился в свинью. На фоне событий распада Югославии в 1991 году и начавшихся там междоусобных войнах, фильму был придан довольно мрачный оттенок, из-за чего Миядзаки пришлось признать, что фильм получился не совсем для детской аудитории.

В 1997 был экранизирован фильм «Принцесса Мононоке», который состоял из 144 тысяч кадров, а его бюджет оценивался в 2,35 миллиардов иен, что делало его самым дорогим фильмом студии на тот момент. Однако кассовые сборы с лихвой покрыли затраты, фильм собрал в прокате более 14 миллиардов иен, а также обрел большую популярность за рубежом.  Более того, это стал первый анимационный фильм в истории, получивший премию Японской киноакадемии.

«Принцесса Мононоке»

После такого успеха своего фильма, Миядзаки решил вновь вспомнить молодость и… покинул свою же студию Ghibli, заявив о своем желании работать в дальнейшем над некоммерческими проектами.

Идея для нового фильма внезапно пришла к нему во время отдыха с семьей в горах. Он хотел создать аниме, целевой аудиторией которого будут маленькие девочки, хотя сам он никогда не работал в подобных жанрах. В поисках вдохновения и ответов на свои вопросы, он начал читать соответствующие журналы, однако заключил для себя, что там отражена только влюбленность и романтика, а это далеко не все, к чему лежит женское сердце, как считал Миядзаки.

Вернутся в Studio Ghibli, Хаяо заставила неожиданная для всех кончина 47-летнего Ёсифуми Кондо, на тот момент ведущего режиссера и аниматора студии. Фильм было решено назвать «Унесенные призраками», по сюжету фильма, 10-летняя девочка Тихиро Огино, переезжает с родителями в другой дом, однако с удивлением для себя, обнаруживает что попадает в совсем другой мир, населенный призраками. Кроме того, ведьма Юбаба превратила ее родителей в свиней. Чтобы спасти их и вернуться в свой мир, Тихиро устраивается на работу в баню ведьмы. Бюджет фильма составил почти 2 миллиарда иен, а в процессе съемки, студия предприняла удачные попытки интеграции в фильм компьютерной анимации. Предположения Миядзаки и эксперимент студии полностью себя оправдали. Фильм стал самым кассовым в истории Японии, собрав в прокате более 30,4 миллиарда иен.  Более того, фильм «Унесенные призраками» был удостоен награды Японской киноакадемии, Золотого медведя Берлинского кинофестиваля и даже получил премию «Оскар», американской киноакадемии. Таким образом, Миядзаки стал первым, и до сих пор единственным «оскароносным» аниматором Японии.   

«Унесенные призраками»
Миядзаки с "Оскаром"

Последние работы Миядзаки

Последним из самых известных фильмов великого аниматора стало аниме «Ветер крепчает», по мотивам одноименной манги авторства самого Хаяо Миядзаки. В нём рассказывалось о авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, изобретателя истребителя А6М «Зеро», того самого, который производился на заводе, где работал его отец.  Фильм «Ветер крепчает», как и многие другие работы автора, заслужил премию Японской киноакадемии и был номинирован на «Оскар». По словам самого Миядзаки, на создание работы его вдохновила цитата Хорикоси:

«Все, чего я хотел — создать что-то красивое»,

так Дзиро говорил о своей разработке.

«Ветер крепчает»

В 2013 году, на своей пресс-конференции в Токио, Миядзаки заявил о том, что он завершает свою карьеру режиссёра. В следующем же году он был награжден почетной премией «Оскар» за его выдающийся вклад, как аниматора, в мировой кинематограф. Несмотря на это через два года он все же заявил о своем возвращении, однако былой славы его работы не сыскали. Не смотря на преклонный возраст в 79 лет, в настоящее время он трудится над полнометражным мультфильмом под названием «Как поживаешь?».  Точная дата релиза не была объявлена, однако он заявил, что планирует завершить свою работу до начала Олимпиады в Токио.  (В связи с недавними событиями, он таким образом выбил себе удобную отсрочку в один год.)

Взгляды аниматора

Несмотря на то, сам Миядзаки является важной частью индустрии аниме и манги в Японии, он критикует многие японские анимационные студии за их подход при рисовании людей, делая рисунки нереалистичными. Он говорит об этом так:

«Аниме создаются людьми, которые не видят других людей… и поэтому индустрия полна отаку»

Кстати и самих отаку, за их асоциальный образ жизни, великий аниматор также подвергает жесткой критике, к их всеобщему разочарованию.

Сам Миядзаки говорил, что он стремиться делать такие фильмы, которые бы прежде всего понравились его детям, коих у него двое – старший аниматор, как и отец, а младший – резчик по дереву.

В произведениях Хаяо Миядзаки прослеживается антивоенный посыл. К примеру, он отказался посещать 75-ю церемонию вручения премии «Оскар» 2003 года, в знак протеста против развязывания США войны в Ираке. Также Миядзаки выступает за защиту окружающей среды и призывает Японию и весь мир прекратить использовать энергию АЭС. Он также активно осуждает действия правящего премьер-министра Японии Синдзо Абэ, за его действия, противоречащие личным взглядам аниматора.

Интересные факты о творчестве Миядзаки

Единственные фильмы маэстро, которые имели заранее готовый сценарий – это «Навсикая из Долины ветров» и «Ветер крепчает», ведь он снял их на основе своей же манги. Все его остальные работы не имели за собой ни страницы сценария. В лучшем случае в голове были лишь общие черты будущей картины. Считается что именно поэтому работы Миядзаки столь уникальны. Он не был художником и сценаристом с шаблонными университетскими познаниями, он был творцом.

Почти во всех своих произведениях, Миядзаки делает главными героями детей, чаще маленьких девочек. Через их приключения и преодоление ими преград на пути, он стремится показать, что внутренняя сила и воля человека, крепче его внешней силы и размера. Он учит тому что для победы над «большим злом», нужно сперва одержать победу над «малым злом» внутри себя.

Мало кто знает, но большое влияние на Миядзаки, оказал не только фильм «Легенда о белой змее», но и работы советских мультипликаторов. Например, работа Льва Атаманова «Снежная королева», произвела на него неизгладимое впечатление, в тяжелое для него время сомнений в своих силах и выборе своей профессии. Также он говорил, что считает Юрия Норштейна (автора «Ёжика в тумане») прекрасным художником.

Подводя итоги

Хаяо Миядзаки прошел большой путь, от простого японского мальчишки, стремящегося к своей мечте, до самого известного и уважаемого японского аниматора в мире. В его произведениях поднимаются такие острые темы как пацифизм, права человека, взаимоотношения новых технологий с природой и ряд других важных вопросов. В его фильмах затрагивается мысль о недолговечности жизни. Он считает современную культуру дешевой и поверхностной. Он активно выступает за «мир во всем мире» и против стремления человека установить власть над природой, видя в этом губительные последствия для всего человечества.

Хаяо Миядзаки, сделал детство миллионов мальчишек и девчонок по всему миру ярче. Его талант вряд ли кто в состоянии оспорить, не смотря на то что у создателя своих миров, даже нет специального образования, связанного с анимацией, его фильмы и мультсериалы заложили основу, для многих будущих поколений аниматоров. Бесспорно, и через многие годы, работы этого мастера люди будут вспоминать с искренней улыбкой на лице.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *